Большое число происшествий связано со съездами автомобилей с дороги, наездами на препятствия на обочинах и придорожной полосе на пешеходов и выбежавших на дорогу животных, а также при переездах автомобилями разделительной полосы на автомобильных магистралях, чаще всего при неправильных обгонах.
Классификация придорожных заборы ограждения различает:
- 1 — сигнальные ограждения, информирующие водителей о границах дорожного полотна и безопасной зоны движения (сигнальные столбики и конуса, устанавливаемые при ремонтных работах для обозначения мест, закрытых для проезда);
2 — защитные ограждения, предупреждающие попадание на дорогу пешеходов, животных, переносимого ветром снега или песка (различные изгороди и заборы);
3 — удерживающие, предотвращающие опасность съезда автомобилей с дороги.
Установка сигнальных ограждений
Рассмотрим первый тип ограждений. При выполнении на дорогах ремонтных работ, если не возможно перевести движение на параллельные маршруты или закрыть движение по проезжей части, устанавливаются временные ограждения. Участки ремонтных дорог становятся местами повышенной опасности.
Для предупреждения водителей о ведущихся работах устанавливают ряд временных дорожных знаков, само место работ ограждают переносными штакетными барьерами, а путь объезжающих автомобилей обозначают направляющими металлическими или резиновыми конусами, окрашенными полосами в красный или желтый цвет. Установка конусов должна соответствовать плавной траектории объезда из условия, чтобы наклон линии конусов к бровке дороги составлял не менее 1:10 – 1:15. При многополосных автомобильных магистралях приходится предпринимать специальные меры против возникновения заторов при въезде на суженное место автомобилей с нескольких полос движения, вводя регулирование движения.
Защитные ограждения
Постройка дороги и открытие по ней движения вносят изменения в сложившееся за длительный период времени экологическое равновесие в прилегающей местности. Так, неожиданными становятся происшествия на дорогах, проходящих через лесные массивы и заповедники. В них дорога часто перерезает традиционные пути движения животных к местам питания и водопоя, а также их сезонных миграций. Неожиданно выбегающие на дорогу животные создают опасность наездов с тяжелыми последствиями, часто сопровождающимися смертельными исходами для водителей и пассажиров. Большинство таких происшествий случается в сумерки и темное время суток. В это время животные становятся активнее и плохо видны на фоне леса. Опасность наездов повышается неожиданностью и непредсказуемостью поведения животных, которые, добежав до середины дороги, могут броситься назад или, спокойно стоя на придорожной полосе, в последний момент пытаться перебежать дорогу непосредственно перед автомобилем.
Наиболее эффективным средством предупреждения происшествия является установка вдоль дороги ограждений. Эти заборы должны быть прочными и высокими, чтобы животные не могли их повалить или перепрыгнуть. Против лосей и оленей необходимы прочные заборы не ниже 2,5 м, против косуль и ланей – 1,5-2 м, кабанов – 1,2 м. Длинные заборы не удовлетворяют требованиям экологии, отражаясь на условиях передвижения животных, которые в заповедниках не должны нарушаться. Поэтому участки ограждений должны быть небольшой длины и сочетаться со специальными сооружениями для прохода животных. Заборы, ограждающие дорогу, должны плавно направлять животных к месту перехода. Так как животные боятся узких темных проходов вроде длинных труб большого диаметра, ширина проходов под высокими насыпями должна не менее чем в 10 раз превышать их высоту. Целесообразно участки высоких насыпей и трубы заменять более длинными мостами, а через выемки перекидывать уширенные путепроводы. Поскольку для перехода дороги животные стремятся возможно ближе подойти к дороге, скрываясь в лесу, полезно для сосредоточения переходов в одном месте уширять расчищаемую при постройке полосу леса, подсаживая отдельные, приближающиеся к дороге, выступы деревьев и кустарников, направленные к местам безопасного перехода через дорогу. У этих мест должны быть поставлены дорожные знаки, требующие от водителей повышенного внимания.
Помимо крупных животных, наезд на которых сопряжен с серьезной опасностью для едущих, на дорогах гибнет много мелких животных. В местах их сосредоточенного многолетнего обитания ставят сварной забор расположенными под углом к ним невысокими сварными заборами, направляющими животных к уложенным под дорогой круглым или прямоугольным трубам с отверстием в свету в зависимости от длины от 1 до 1,5 м так, чтобы их низ возвышался на 8-10 см над поверхностью земли и в них не возникали застои воды. На дно трубы укладывают тонкий слой земли и листьев.
Особым случаем являются места массовой сезонной миграции земноводных и пресмыкающихся. В местах, где дорога проходит вдоль склона местности и неподалеку от нее расположены болота, весной и осенью происходит массовая миграция лягушек, направляющихся весной из болота после метания икры на расположенные выше по склону поля, а осенью спускающихся на зимовку в болото. Большое количество гибнущих на проезжей части под колесами автомобилей полезных земноводных, недопустимое по соображениям охраны природы, создает опасность заноса для быстро едущих автомобилей. В Германии специальные технические условия требуют в таких местах закладывать в земляном полотне пропускные трубы диаметром в зависимости от их длины 1-1,5 м. Под углом к дороге устанавливают невысокие ограждения высотой 50-60 см, которые направляют движущихся вдоль них лягушек к трубам.